В Телеграм полно накрученных каналов. За 5 минут покажу, как по простым признакам вычислить накрутку и спасти рекламный бюджет.
Рассматривать будем на примере "Тютины", как канал с эталонной статистикой. Вот она на TGStat, идем в раздел "Анализ просмотров". На мой взгляд это важнейший раздел в TGStat. Если уметь правильно анализировать динамику просмотров можно сделать выводы и о накрутке и о качестве аудитории.
Я уже писал, как анализировать просмотры, обязательно перечитайте, это как базис, на него опираемся далее. А ещё у себя в канале я писал, как анализировать рост подписчиков и как оценивать вовлечённость аудитории.
Для полноценного анализа надо покупать премиум подписку на TGStat. Если занимаетесь каналом/каналами всерьёз, покупайте, иначе работать будет невозможно.
Как смотреть данные
Открываем раздел "Анализ просмотров" и смотрим динамику не только последних постов, а ещё и нескольких прошлых месяцев. В идеале пробежаться по данным за год. Хотя бы. Может раньше канал крутил просмотры палевно, а сейчас научились. Хорошо бы проверить.
Кстати это одна из причин, почему лучше не реагировать на сомнительные предложения от сомнительных же админов о рекламе в "свеже залитом канале". Чем залили этот канал неизвестно и лучше самостоятельно не проверять.
Как выглядит накрутка на графике
Ищите вот такие всплески в графике (см. картинку ниже). Когда вы публикуете пост, предыдущий тоже собирает дополнительные просмотры. Столбики на графике это отражают, они разбиты по часам. Тут наглядно видно, через 21 час после публикации идет всплеск просмотров, этот всплеск ровно совпадает с выходом нового поста.
Если видите такое и оно повторяется регулярно из месяца в месяц — всё ок! Ну а ежели нет... то нет. Смотрите внимательно, иначе деньги потом будет вернуть крайне проблематично.
Сколько дней должны идти просмотры у живого канала
Мы можем посмотреть не только общую тенденцию, но и изучить дополнительные данные по каждому посту. Смотрите скриншот ниже, можно нажать на "глазик" рядом с количеством просмотров за сутки.
Смотрим, сколько дней доходят просмотры. Обычно злодеи крутят от 1 до 3 дней. Дольше крутят только самые умные. Это всё-таки дороже, да и надо знать о наличии возможности такое проверить. Конкретно в Тютине посты собирают просмотры и через месяц. Это очень хорошо.
Значит, аудитория дочитывает посты спустя продолжительное время. Конечно, месяц это довольно долго, чаще в новостных каналах дочитки идут 1-2 недели. Месяц и дольше характерно для лонгридов, там где контент не теряет своей актуальности дольше месяца.
Читатель может возразить, мол так а что если запустили рекламу извне? Я.Директ или TG Ads. Да такое тоже может быть, всплесков на графиках просмотров быть не должно, если реклама крутится в промышленных масштабах.
Но могут доходить как раз те самые просмотры через 2-3-4 недели и дольше. Особенно если трафик из Директа идёт на конкретный старый пост. Вот просмотры туда и доходят. Это можно спутать с органикой, но такое не страшно, раз крутят рекламу, и постоянно, значит все равно охваты живые, пусть и не такие вовлеченные.
Динамика просмотров в первый час после публикации
Идём дальше. Выберите детализацию по 10 минут. Нас интересует первый час после публикации. На картинках ниже скрин слева - всё тот же пост из Тютины. Скрин справа — пост из накрученного канала. Если пост накручен целиком, чаще всего там будут ровные столбики или вдруг резкий всплеск не в первый час после публикации, при этом во время всплеска не было репостов или новых постов в канале.
Более прошаренные злодеи имитируют органику, в первые 10 минут всплеск и далее падает. Проверить это можно, сравнив несколько постов за день и за несколько дней. Если каждый раз вы будете видеть идентичный график — вас пытаются надуть.
Анализ просмотров по дням
Листаем ниже там будут указаны точные данные по просмотрам за каждые сутки и по часам. Если каждый день идет одинаковое количество просмотров — это накрутка. Если с каждым днём все меньше и меньше — скорее всего органика и всё в порядке
Просмотры в первые 3 дня. Случайно получилось выбрать удачный пример. Динамика слегка похожа на накрутку. Как мы знаем, в первые сутки идет основной вал просмотров. А тут второй день не сильно просел от первого, а третий день так и вовсе больше первого. Смотрим во сколько вышел пост, в 21:27 поздний вечер.
Поэтому логично, что второй день принес столько просмотров. А вот третий день, что с ним? Можно было бы предположить, что какой-то канал репостнул этот пост, но нет. А что тогда?
Ночью с 1 на 2 сентября (то есть со вторых на третьи сутки после публикации) было много событий, которые в канале собрали аномальные охваты. И наш исследуемый пост за компанию тоже получил дополнительные охваты, народ попёр в канал. Чтобы проверить гипотезу, надо в этом же разделе открыть начало сентября и посмотреть, что там было.
Секретный метод анализа канала
Вообще-то говоря, есть один простой метод, который на 100% выявляет накрутку. Натурально занимает минуту, смотреть тоже в разделе "анализ просмотров". Этот метод подробно описывал в соседней статье. Коротко вот, смотрите на картинку ниже.
На скрине статистика одного поста, в котором "содержатся" 3 картинки. Фишка в том, что Телеграм и сервисы аналитики считают пост с несколькими картинками как несколько постов, каждый со своим счётчиком просмотров.
Но сервисы накрутки почти всегда этого не понимают и накручивают только "один пост", а дополнительные картинки к нему — нет. Не всегда эта ошибка присутствует в аналитике, но если её обнаружите — канал точно накручен.
Итог
К сожалению, есть методы, которые могут скрыть и такую накрутку тоже. У каждого поста будет и разное количество просмотров и разная динамика их набора, все нюансы могут быть учтены. К счастью, так мало кто делает. Кто-то не знает, кто-то запариваться не хочет, а кто-то здраво рассуждает, что так глубоко копать не будут.
Если нужна помощь по работе в Телеграм, подписывайтесь на канал и вступайте в чат, пишите, помогу, по мере сил.